4 окт. 2009 г.

Как написать нежное чувствительное письмо...


Она сидит перед окном;
Пред ней открыт 4-ый том
СЕНТИМЕНТАЛЬНОГО РОМАНА:
Любовь Элизы и Армана,
Иль Переписка двух семей -
Роман классический, старинный,
Отменно длинный, длинный, длинный,
Нравоучительный и чинный
Без романтических затей.
(А.С.Пушкин)

...Декорации меняются. Место благородного гранда занимает скромный, но не менее благородный поселянин; место благородной дамы - простая девушка, крестьянка или пастушка. Не менее возвышенная и пламенная любовь связывает ее и его. Как и в классицизме чувство борется, но не с долгом, а с добродетелью героев. Часто влюбленные не могут соединиться, так как судьба их связала с другим (или другой). Да-да, "и крестьянки любить умеют!"
Это открытие потрясло общество XYIII века. Именно этот тезис утверждало течение в искуссстве XVIII века, которое приходит на смену классицизму, является его противоположностью и носит название сентиментализм.
И в самом деле, сколько можно думать о государстве, пора подумать о простом человеке!
Писатели-сентименталисты утверждали, что интересы государства не более важны, чем интересы его отдельного представителя. "Что мне за дело до мировых катаклизм, если у меня болит мазоль!" - утверждает герой "Сентиментального путешествия" Стерна. Право человека отставить свои, пусть мелкие, интересы становятся девизом этого направления в искусстве. Поэтому героем сентиментализма в пику классицизму становится не герой, не государственный деятель мирового масштаба, а простолюдин, простой обычный человек, цель жизни для которого видится в простом мирном счастье, с верной подругой женой, любящими детьми в маленьком уютном домике на лоне природы. Но и эту идиллию, увы, пытаются разрушить темные силы. Но наш герой, не будучи знатным грандом, претерпевая козни злодеев, остается не менее благородным - он сохраняет чистоту души и жар своей любви:
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный горой
Готов был жертвовать собой
И при конце последней части
Всегда наказан был порок.
Добру достойный был венок
(А.С.Пушкин)

Сентиментализм разрушил все законы и каноны классицизма, отстаивая право писателя на творческую свободу. Нет "высоких" и "низких" тем и жанров, нет триединства места, времени и действия. И любимым жанров нового течения - сентиментализма становится роман: маленький ("Манон Леско" Прево), большой ("История Тома Джонса, найденыша" Филдинга) и многотомный ("Кларисса Гарлоу" Ричардсона).
Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла;
Но в старину княжна Алина,
Ее московская кузина,
Твердила часто ей об них"
(А.С.Пушкин)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails