Словари определили "романтизм" как направление в европейском искусстве первой половины XIX века, выдвинувшим на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями.
...Недолго человечество грелось у камелька мирного семейного счастья. Свобода, бунт, грандиозные перевороты и катаклизмы - вот что становилось предметом изображения искусства конца XYIII-нач. XIX вв. Может быть, это связано с эпохой революций и освободительных войн?! Как бы то ни было, где теперь мирный поселянин, добродетельный отец семейства, целомудренный возлюбленный?! Личность героя снова укрупняется, нов отличие от классицизма герой становится значительным не в социальном плане - писателям совсем неважно, кто он - гранд или ремесленник!, а в плане своей личной свободы:
Над бурной далью темно-синих вод
Царит наш вольный, беспокойный род.
Везде, где ветер, где волна кругом,
Держава наша, наш свободный дом!
(Д.Байрон "Корсар")
Не знатный гранд, не государев министр, не герой, спасающий отечество, а корсар, пират, благородный разбочник, безымянный странник. Таинственность окутывает прошлое этого героя. Мы не знаем о нем ничего, не знаем, почему он бежит общества людей, почему он так гордо замкнулся в своем одиночестве:
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во Вселенной
Без упованья и любви.
(М.Лермонтов "Демон")
Его возлюбленная также значительна не своим социальным происхождением, а силой любви, тягой к свободе, необыкновенно сильным и гордым характером. Но, к сожалению, земная любовь мужчины и женщины - героев нового литературного направления "романтизм" - чаще всего несчастна. Их любовь несет смерть возлюбленной... Почему же происходит именно так? Земная любовь является для героев нового литературного течения "романтизм" путами, которые они пытаются разорвать:
Она вскочила, бросилась к нему,
И сердцем погрузился он во тьюму.
Не смея прочитать в ее глазах
Тоску, не растворенную в слезах.
Волос, упавших светлая волна
была прелестной дикости полна.
Едва дышала грудь, где он один
На век всех чувств был полный господин.
Чу! Гулкий выстрел возвестил закат!
И проклял солнце в этот миг Конрад.
Он прижимал к себе - опять, опять -
Ту, что его пыталась удержать.
На ложе снес ее, свою любовь,
Взглянул, как будто, не увидит вновь.
Здесь было все, что в жизни он нашел.
Поцеловал, шагнул - Как? Он Ушел?
(Д.Байрон "Корсар")
Изменились не только герои и их возлюбленные, их взаимоотношения. Изменилось также и место действия. Теперь это редко город. Чаще всего, это пустынные, безлюдные места. Природа присутствует в романтических произведениях, но она иная, чем, например, в сентиментализме. Вместо мирных, приветливых рощ - суровые дикие дебри. Вместо веселого журчания ручейка - немолчный рокот океана. Вместо мирного деревенского домика - полуразрушенный замок или ветхая хижина отшельника.
Меняются и формы повествования об этом. Это не нравоучительный сентиментальный роман в письмах, не упорядоченная строгими законами классицизма драма. Излюбленный жанр романтизма - трагическая поэма, таинственная баллада, а если драматическое произведение, то - разрушающее все театральные законы...
Комментариев нет:
Отправить комментарий