20 июл. 2009 г.

Мастерская: Сонет. Шаг первый



Без освоения этой важной части Вы не сможете перейти к практической реализации Вашего литературного замысла. Сонет относится к тем немногочисленным поэтическим жанрам, в которых есть строго определенное количество строк. В средневековых Франции и Италии родились «триолет» и «секстина», в иранской поэзии — «газель», в японской — «хокку» и «танка». Но ни одна из этих форм не имеет такой популярности, как сонет. Он так популярен, наверное, потому, что вместе с рассказом о лирических переживаниях автора, он еще отражает движение жизни.
В этом сладкозвучном, легком, лирическом жанре сконцентрирован основной закон философии —единства и борьбы противоположностей (хорошо известных Вашим мамам и папам, бабушкам и дедушкам по курсу марксистско-ленинской философии, который они когда-то изучали в институте!). Используем сложные философские термины; тезис (то есть, положение), антитезис (то есть, противоположение) и синтез (то есть, соединение противоположений) - для того, чтобы объяснить на примере поэтического произведения великого Петрарки, что именно из них и состоит сонет:
Тезис (положение):

Я лицезрел небесную печаль,
Грусть: ангела в единственном явленье
То сон ли был? Но ангела мне жаль.
Иль облак чар? Но сладко умиленье.

Антитезис (противоположение):
Затмили слезы двух светил хрусталь,
Светлейший солнца. Кротких уст моленье,
Что вал сковать могло б и сдвинуть даль,
Изнемогло, истаяло в томленье.

Синтез (соединение противоположений):

Все — добродетель, мудрость, нежность, боль —
В единую гармонию сомкнулось,
Какой земля не слышала дотоль.
И ближе небо, внемля ей, нагнулось:
И воздух был разнежен ею столь,
Что ни листка в ветвях не шелохнулось.

Поэтому, когда Вы будете вспоминать о прелестях своей избранницы, чтобы увековечить ее в жанре сонета, помните;
* сначала, в первых строчках, Вы что-то утверждаете…

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных пиний,
Особенности света на челе..

* затем, в последующих строчках. Вы утверждаете нечто противоположное (можно смягчить это до легкого сомнения)…

Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.


* а в оставшихся строчках Вы соединяете два своих утверждения в единое целое, что называется синтезом…

Но все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
(В.Шекспир, Сонет 151)

Темы сонетов разнообразны: и человек, и природа. которая его окружает, и общество, в котором он живет. Но все же, у современного читателя сонет ассоциируется, прежде всего, с любовными переживаниями.
Итак…

Неглавные, но совершенно обязательные вопросы:

Какой из приведенных отрывков принадлежит сонету?

1.Отрывок первый

Графиня Эмилия
Белее, чем лилия.
Стройней ее талии
На свете не встретится,
И небо Италии
В глазах ее светится,
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии.
(М. Лермонтов)

2.Отрывок второй


Постигнет совершенное спасенье
Тот, кто ее в кругу увидит дам.
Пусть воздадут Творцу благодаренье
Все сопричастные ее путям.
Ты видишь добродетели явленье
В ее красе, и зависть по следам
Мадонны не идет, но восхищенье
Сопутствует ее святым вестям.
Ее смиренье мир преобразило.
И похвалу все спутницы приемлют,
Постигнув свет сердечной глубины,
И вспомнив то, что смертных поразило
В ее делах, высоким чувствам внемлют,-
Вздыхать от сладости любви должны.
(Данте)




2.Отрывок третий

XCVII
О высший дар, бесценная свобода,
Я потерял тебя и лишь тогда.
Прозрев, увидел, что любовь — беда,
Что мне страдать все больше год от года,
Для взгляда после твоего ухода
Ничто рассудка трезвого узда:
Глазам земная красота чужда,
Как чуждо все, что создала природа.
И слушать о других и речь вести —
Не может быть невыносимей муки,
Одно лишь имя у меня в чести.
К любой другой заказаны пути
Для ног моих, и не могли бы руки
В стихах другую так превознести.
(Петрарка)

3.Отрывок четвертый

CXXXII
Коль не любовь сей жар, какой недуг
Меня знобит? Коль он — любовь, то что же
Любовь? Добро ль?.. Но эти муки, Боже!..
Так злой огонь?.. А сладость этих мук!..
На что ропщу, коль сам вступил в сей круг?
Коль им пленен, напрасны стоны. То же,
Что в жизни смерть,- любовь. На боль похоже
Блаженство «Страсть», «страданье» - тот же звук.
Призвал ли я иль принял поневоле
Чужую власть?.. Блуждает разум мой.
Я — утлый челн в стихийном произволе,
И кормщика над праздной нет кормой.
Чего хочу — с самим собой в расколе,-
Не знаю. В зной — дрожу; горю зимой.
(Петрарка)

4.Отрывок пятый

65
Уж если медь, гранит, земля и море
Не устоят, когда придет им срок,
Как может уцелеть, со смертью споря,
Краса твоя — беспомощный цветок?
Как сохранить дыханье розы алой,
Когда осада тяжкая времен
Незыблемые сокрушает скалы
И рушит бронзу статуй и колонн?
О горькое раздумье!..
Где, какое Для красоты убежище найти?
Как, маятник остановив рукою,
Цвет времени от времени спасти?..
Надежды нет. Но светлый облик милый
Спасут, быть может, черные чернила!
(Шекспир)

5.Отрывок шестой
66
Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянье,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой.
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Всё мерзостно, что вижу я вокруг.
Но жаль тебя покинуть, милый друг!
6.Отрывок шестой
154
Божок любви под деревом прилег,
Швырнув на землю факел свой горящий.
Увидев, что уснул коварный бог,
Решились нимфы выбежать из чащи.
Одна из них приблизилась к огню,
Который девам бед наделал много,
И в воду окунула головню,
Обезоружив дремлющего бога.
Вода потока стала горячей.
Она лечила многие недуги.
И я ходил купаться в тот ручей,
Чтоб излечиться от любви к подруге.
Любовь нагрела воду,- но вода
Любви не охлаждала никогда.
(Шекспир)

На чем Вы основывались, когда делали свой выбор сонета?

* он мне показался наиболее лиричным;
* потому что в нем 14 строк;
* он восхваляет женщину;
* все отрывки — сонеты, так как все они — стихи.



Определите из тех же сонетов, какой из приведенных отрывков, рассказывающих о страданиях оскорбленной любви, относится к сонету?
Определите, какое из описаний красоты возлюбленной относится к сонету?
Определите, какое из объяснений в любви относится к сонету?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails